УПЦ: Невидимый фронт необъявленной войны

2015-02-06 - administrator
Украина развязывает церковную войну. Украина развязывает церковную войну

Завтра, 13 августа, на Соборе в Киеве состоится избрание нового предстоятеля УПЦ. К счастью, УПЦ до сих пор является частью РПЦ и так называемого русского мира. Однако нынешние украинские власти делают все, чтобы оторвать Украинскую православную церковь от России. А лучшего момента, чем текущий, для этого плана просто сложно представить.

События на Украине одни называют просто кризисом, другие — войной. Причем война эта реально ведется не только между нацистами киевской хунты и сопротивлением Новороссии, но и в куда более глобальных масштабах. Украина — лишь поле боя, между мировым западным гегемоном США, стремящимся окончательно подмять под себя весь мир, и противостоящим этому плану союзу стран во главе с Россией.

Однако сражения между противоборствующими сторонами разыгрываются не только в боях на Донбассе. Кроме видимого фронта, где воюют пушками, танками и самолетами, на Украине развернут не менее важный фронт — духовный. По большому счету, даже более важный, чем исход вооруженных схваток. Ведь именно благодаря антироссийскому зомбированию значительная часть украинцев поддержала инспирированный Западом Майдан. А также и политиков, ведущих самоубийственный курс на не просто разрыв экономических и духовных связей с Россией, но на открытое военное столкновение с ней, в желании сделать своих сограждан "пушечным мясом" для американских "поваров".

Одно из важных сражений этого духовного фронта разворачивается на наших глазах. Пятого июля в реанимации Киевского института сердца скончался предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Владимир Сабодан. Можно заметить с очень большой уверенностью — скончался он "очень вовремя", для правящих в Киеве бандеровцев. То есть, конечно, покойный иерарх был и вправду очень больным и мог умереть гораздо раньше. Но, вообще, при успехах современной медицины того же, ныне покойного, болгарского патриарха Максима держали в реанимации без сознания четыре года — пока он не отошел в возрасте 98 лет. Владыка Владимир был в сравнении с ним гораздо крепче.

Читайте также: Киев: светскую хунту дополнит церковная?

Но за 10 дней до смерти на ведущем украинском телеканале "1+1", принадлежащем одному из главспонсоров Майдана олигарху Коломойскому, вышла разоблачительная программа. О том, как несчастного митрополита все последние годы пытались уничтожить преступный режим Януковича и не менее преступная Московская патриархия, чтобы посадить в кресло главы УПЦ МП полностью своего человека. Только вот ведь как получилось — все годы указанного "заговора" митр. Владимир оставался живым, хоть и тяжелобольным. А как только путч на Майдане победил — его буквально на второй день, 23 февраля, официально признали неспособным выполнять обязанности главы церкви, а в начале июля уже и похоронили.

Разгадка здесь довольно простая — Киев спешит воспользоваться моментом, чтобы полностью поставить под свой контроль украинское каноническое православие. А лучшего момента, нежели текущий, для этого просто сложно представить. Умы рядовых украинцев насквозь "промыты" русофобской пропагандой настолько, что, скажем, люди всерьез верят в то, что обстрелы мирных городов Донбасса производят "подлые сепаратисты и террористы", а переодетые российские спецназовцы помогают им в этом целыми дивизиями.

Естественно, на таком фоне провести избрание нового главы УПЦ именно сейчас для киевских "временщиков", как говаривал Владимир Ильич, архиважно. Или же, вспоминая еще одну ленинскую цитату: "Вчера было еще рано — завтра будет уже поздно". Потому что столь зашкаливающее нынешнее пропагандистское опьянение украинского общества настолько не соответствует окружающей реальности, что похмелье с открыванием глаз может наступить в самые ближайшие месяцы.

А это означает, что "нужного человека" на пост киевского митрополита надо назначить прямо сейчас. Тем более, что патриарх Кирилл, которому в случае приезда на Украину прямо угрожают покушением радикальные нацисты, не смог присутствовать даже на похоронах покойного предстоятеля. И не сможет приехать и на избрание его преемника, назначенное на 13 августа. В любом случае, робкие голоса сторонников единства с Русским православием будут заглушены русофобскими воплями собравшейся под окнами здания Собора беснующейся толпы — с угрозами физической расправы в адрес "агентов Москвы".

Читайте также: Карта Украины: география и мировоззрения

Впрочем, не стоит представлять будущее избрание нового главы УПЦ в качестве какой-то одномоментной антироссийской церковной революции. В этом смысле стоит говорить, скорее, об эволюции — на протяжении последних 23 лет незалежности. С другой стороны, не стоит обвинять и Патриархию с дежурным: "Как как же вы такое допустили?!". Священноначалие РПЦ как раз оказалось в вопросе сохранения церковного единства на куда большей высоте, чем российские власти 90-х годов.

Если Ельцин развалил СССР и отпустил ту же Украину в абсолютно "свободное плавание", то в отношении Украинской православной церкви дальше предоставления широкого самоуправления дело не пошло. И избрание ее предстоятеля до сих пор должно утверждаться Патриархом, и украинские архиереи являются полноправными действующими лицами Соборов и других учреждений Русской православной церкви. В отличии от "бесхребетного" СНГ, изначально призванного лишь создавать иллюзию "почти СССР" в умах ностальгирующих по Союзу граждан бывшей великой страны.

Особенно успешной выглядит политика Патриархии в самый критический момент — на рубеже 1991-1992 годов. Ведь уже получившая самоуправление Украинская церковь, за месяц до Беловежского сговора, в лице своих архиереев уже было обратилась к Москве с просьбой предоставить ей полную автокефалию-независимость. Но уже в мае 1992 года, на Харьковском соборе УПЦ, те же архиереи поддерживают решение Патриархии о лишении митрополита Филарета (Денисенко) сана и избирают своим лидером ныне покойного митрополита Владимира (Сабодана).

Собственно, именно Харьковский Собор поставил крест на наполеоновских замыслах Филарета стать каноническим украинским патриархом. Общепринятой традицией является говорить о "филаретовском расколе", но, по сути, никакого заметного раскола тогда и не произошло. Амбициозного экзарха поддержал всего один епископ (который вскоре покаялся в этом — и перешел обратно в РПЦ) и считанная кучка более мелкого духовенства. После чего расстриге, жаждавшего патриаршего куколя, пришлось создавать новую "иерархию" практически с нуля.

Читайте также: УПЦ восстала против "коммуняк"

Да, часть украинских верующих перешла в так называемый Киевский патриархат. Но верующими их изначально можно было назвать с очень большой натяжкой — просто в силу принятого в раннем детстве Крещения. К Филарету пошли националистическая интеллигенция и часть русофобов попроще — обычные "захожане". Ну так к их услугам и до Денисенко были многочисленные раскольнические группировки, вроде вернувшихся из забугорья после бегства с гитлеровцами "автокефалов". Митрополит-ренегат просто создал под себя еще одну неканоническую структуру, никем не признанную, кроме властей Украины.

Почему он так поступил? В общем, все очень просто — элементарная жажда власти и обида за неудовлетворенные амбиции. Филарет ведь, и вправду, был незаурядным администратором — возглавляя Украинский экзархат целых четверть века, с 1966 года. После смерти патриарха Пимена именно его назначили "местоблюстителем" — "исполняющим обязанности" главы церкви. И вдруг, на Соборе новым патриархом избирают не его, а ленинградского митрополита Алексия.

Одни говорят, что архиереи не захотели иметь над собой слишком авторитарного лидера, другие, что в процесс избрания вмешалась Раиса Горбачева. Но, так или иначе, едва не ставший всероссийским патриархом Филарет не смирился с поражением и принялся добиваться вожделенного сана другими способами. А тут как раз возглавивший Украину Кравчук взял курс на отделение от Союза — с "приватизацией" на территории УССР не только частей советской армии, но и церкви.

Потом, когда экс-кандидата в патриархи лишали сана, ему напомнили немалое количестве грехов. И наличие жены и детей, что для монаха немыслимо, и абсолютно "волюнтаристcкий" стиль управления духовенством, с нарушением минимальных канонических норм. Как знать, может быть именно поэтому украинский епископат и не захотел оставаться один на один с таким предстоятелем, и потому и предпочел сохранить каноническую связь с Москвой.

Вообще, можно заметить, что Филарет, несмотря на все "заслуги" в церковном расколе, реально является едва ли не главным тормозом в создании украинскими властями независимой от Москвы православной церкви. Скажем, в 2008 году приехавший в Киев константинопольский патриарх Варфоломей уже готов был взять под свой омофор Украину, но только в качестве обычной митрополиии. Но уже назначивший себя "патриархом всея Руси-Украины" раскольник Денисенко взвился на дыбы — какая-такая митрополия, даешь полную автокефалию! После чего его вместе с Ющенко интеллигентно "послали" подальше.

Читайте также: Глава УПЦ пересчитал православных России

А, скажем, постоянно идущие переговоры об объединении УПЦ МП и "Киевского патриархата"? Многие вопросы смотрящие в сторону от Москвы молодые украинские епископы могли бы решить с раскольниками полюбовно, но никак не вопрос филаретовского властолюбия. Ему нужна полная власть в гипотетической "единой поместной церкви" — пусть даже и неформальная.

А с несогласными может получиться, как с "патриархом" Владимиром (Романюком), избранным "зиц-председателем" Киевского патриархата, но скоропостижно скончавшегося во время прогулки по Ботаническому саду от сердечной недостаточности, несмотря на довольно непреклонный возраст. По странной случайности, незадолго до этого Романюк заинтересовался финансовыми делами своего "заместителя", Филарета…

И даже сейчас, когда глава "Киевского патриархата" больше всех ратует за "объединение всех ветвей украинского православия" (угадайте с одного раза, кто должен будет стать главой этой церкви?) — именно его одиозная фигура больше всего мешает этому процессу. То есть, конечно, тот же президент Порошенко совсем не прочь был бы иметь в своих руках такой удобный инструмент идеологического влияния, как "карманная" поместная церковь. Да только ж Филарет издавна ориентирован на "заклятую подругу" Петра Алексеича — Юлию Тимошенко, которая спит и видит, как бы побыстрее "отмайданить" действующего главу государства и самой занять его место. Отдавать же контроль над вожделенной "единой церковью" в руки своего злейшего врага разумеется, никто не станет.

Только вышеперечисленные тактические успехи церковной Москвы все равно не смогли сгладить стратегические неудачи в духовной сфере. Нет, как раз рядовые украинские батюшки по большей части воспитывали свою паству на русских духовных традициях, книгах, примерах из житий русских святых. И проповедь церковного единства Святой Руси занимала в их работе не последнюю роль.

Да только ж, что на Украине, что в России число посещающих Литургии каждое воскресенье — в лучшем случае несколько процентов от номинально верующих. А если слушать слова духовного пастыря пару раз в год, на освящение пасхальных куличей и крещенской воды — большого толку от такого "воспитания" не будет. Особенно, если это происходит на фоне внимания русофобским передачам украинского ТВ, созданного по "лекалам" лучших мастеров психологической войны с Запада.

Вот и получилось, что при наличии на Украине самой мощной якобы "пророссийской" церкви значительная часть населения cеверо-западных областей предпочло фактическую измену православию в своем стремлении "в благословенную Европу — любой ценой". Реально и православную веру, и духовное единство с Русской церковью сохранили разве что жители Новороссии — да и там реальная воцерковленность оставляет желать много лучшего.

Читайте также: Денис Денисов: Киев покажет свое истинное лицо, если остановит российский груз

Поэтому от предстоящего Собора УПЦ МП особых сюрпризов ожидать не стоит. Конечно, новый лидер украинской церкви вряд ли будет иметь хотя бы минимальные пророссийские взгляды — или, во всяком случае, не будет говорить о них открыто. Как говорится, "с волками жить — по волчьи выть". Но и об инициации принудительного объединения всех православных деноминаций в одну (разве что на словах?) речь тоже идти не будет. Об этом уж позаботится президент Порошенко — кстати, прихожанин как раз канонической церкви, а не высокопатриотичных раскольнических группировок. Не ради Москвы, конечно, а для укрепления своей личной власти, вместо подыгрывания конкурентам по националистическому лагерю.

По большому счету, куда большей проблемой перед церковной Москвой станет дилемма ее отношения к восставшим Новороссии. Ведь назначаемые из нацистcкого Киева и почти полностью контролируемые им местные архиереи однозначно не будут поддерживать антинацистcкое восстание, предпочитая петь дифирамбы "единой Украине". Пусть она и превращается с каждым днем в фашистский концлагерь — все дальше уходя не то, что от православных, но и просто общечеловеческих норм этики.

А взять тот же Крым? С точки зрения российских законов — он является полноценным российским регионом, а потому имеет полное право иметь и полноправную епархию в составе РПЦ. Но пока что местные епископы подчиняются Киеву, впрочем, и без того имея далеко не пророссийские взгляды.

Что делать в таком случае Патриархии? Однозначно поддержать тех украинских верующих, для которых идеи Русского мира не просто не пустой звук, но которые готовы проливать за них свою кровь? Или и дальше делать вид, что вся без исключения УПЦ является добропорядочной частью единой Русской церкви, а, значит, обижать ее принятием отдельных епархий в прямое патриаршее подчинение не стоит? Ответы на эти вопросы придется давать в самое ближайшее время…

Юрий Носовский

Похожие статьи:
Рейтинг: 0 1098 просмотров
Комментарии (0)
Добавить сообщение